О несогласии (Александр Сумароков)

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Несогласие в роде человеческом не столько от разности степеней разума, сколько от несходства сердец происходит. Люди больше сердцем, нежели разумом от истины отходят. Вкоренённое в сердце зло редко разумом преодолевается. Когда злодеянием волнуется сердце, тогда безсильная совесть напрасно вооружается и изобличает. Повреждённые сердца неправедные предписывают нам законы, пристрастные производят умствования, безстыдные подают нам предприятия и к дерзновенным приводят нас исполнениям. Неправедные мнения так мало с истиной, как мало сами между собою соглашаются. Сие есть основание несогласия и безпокойства всемирного. Самолюбие ослепляет человека, и всему тому противоречит, чего мы в склонности сердца своего не находим. Что два и два суть четыре, все разумы в том согласны; а что разбирают сердца́, в том сего согласия нет.

Одна женщина одному прекрасна, а другому посредственна кажется. К утверждению истины, для понятия разума, довольно доказательств, а для понятия сердца никакого нет. Берегись любви, говорят молодой девушке, которая ещё не влюбилась; от любовной страсти худые следствия бывают: девушка, имея разум, повинуется наставникам своим; а когда сердце её любви причастно станет, все доказательства слабы и едино только время может утолить движения сердца её.

Сын проигрывает имение отца своего, не внимая угрожений отцовых, ни увещаний на самой истине основанных, ниже́ обличения опытов, имев ими стократные от игры безпокойства, что игра сопротивляется совести его. Он то чувствует, но сердце его пути своего не переменяет. От разных сердечных движений не может устоять ни дружба, ни любовь. Скупой любит деньги, сын его — излишнее щегольство; между родителем и сыном несогласие.

Трезвый и пьяный не составляют беседы. Учёный с невежею хотя и действительно часто от разума не соглашаются, однако невежи нередко к учёным прилепляются, имея в сердцах склонность понимать доброе, от них научаются и разум на высшую степень возводят. Несогласие, происходящее от разума, часто преодолеваемо бывает, а происходящее от сердца — редко. Многоумный со скудоумным человеком приятелями быть могут, а чистосердечный человек с нечистосердечным — никогда. Все споры, все брани и непримиримая вражда от разности сердец происходят.

И сам прехвальный Христианский закон мерзкой вражды из сердец злодейских выгнать не может. Ежели бы у всех людей сердца́ были честны, и разумы просвещены, и все бы люди в добродетели геройствовали; не было бы ни участных, ни народных браней. Катилина не восстал бы против вольности своего отечества. Александр не зашёл бы в отдалённую Индию, умерщвлять безвинных человеков. И того и другого разум довольно уверял о том, что они безчеловечные предприятия имеют. Катилине не было удачи сделать безчеловечие; Александру удалось. Первый извергом естества почитается, а второй — великим Героем. Первому дала сие титло истина, второму — лесть. Но люди, установляющие несогласие, должны ли называться Героями, хотя бы всю вселенную покорили? Однако они за то, что вводят несогласие, лаврами венчаются. Не стыдно ли сие роду человеческому?

Воспроизводится по Полное собранiе всѣхъ сочиненiй, въ стихахъ и прозѣ, покойнаго Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго Ученаго Собранiя Члена, Александра Петровича Сумарокова. Собраны и изданы въ удовольствiе Любителей Россiйской Учености Николаемъ Новиковымъ Членомъ Вольнаго Россiйскаго Собранiя при Императорскомъ Московскомъ Университетѣ. Въ Москвѣ, въ Университетской Типографiи у Н.Новикова, 1787 года. Изданiе второе. Чч. I-X.

(Первое издание вышло в 1781 году.)

http://books.google.ru/books?id=7CZgAAAAMAAJ&printsec=frontcover&hl=ru

http://az.lib.ru/s/sumarokow_a_p/text_0390oldorfo.shtml